ОБРАЩЕНИЕ

к руководителям органов местного самоуправления сел и районов, татарских национально-культурных объединений, к татарской общественности Нижегородской области

 

 

Поселение служилых татар с Мещеры в Нижегородском крае началось с образования Арзамасского, Алатырского и Курмышского уездов в 80-годы XVI века. Так в 1603 году в Арзамасском уезде было восстановлено как поселение  служилых татар древняя татарская деревня - Камкино. В том же 1603 году на базе сторожевой станицы в Алатырском уезде была создана татарская деревня - Шубино. C 1606 года упоминаются татарские селения Пица и Кочко-Пожарки Арзамасского уезда. В 1607-1610 годах 230 человек служилых татар одновременно поселяются в Припьянской степи Алатырского уезда в 13 селениях. Все это положило начало заселению степи, служившей в течении многих веков пастбищем для кочевых скотоводческих племен. Рядом с ними размещаются владельческие деревни новокрещенных татар.

Подробности этого процесса воспроизведены научно-краеведческими исследованиями последних лет. Так, начиная с 1992 года издано более 10 книг по истории Нижегородских татар, опубликовано значительное количество статей в научных сборниках и на страницах  “Туган як”. При редакции газеты  с 1994 года действует Исторический клуб, который объединяет около двух десятков учёных и краеведов.

Ныне мы вправе гордиться тем, что наши корни на Руси уходят далеко вглубь веков. Предками Нижегородских татар (так называемой северной подгруппы татар-мишарей) является летописная мещера, упоминаемая ещё в 859 году как народ древней Руси, потомки которой называются татарами-мишарями. Пройдя сложный путь в составе  княжеств Русского государства, в условиях господства  православной церкви, мещера сумела сохранить себя как народ, сохранить свой язык, верования, традиции, культуру. Татары Нижегородского края сыграли большую роль в формировании татарского населения Поволжья и Приуралья.

Известно, что мещера участвовала в строительстве древнерусских городов, в борьбе с иноземными захватчиками, в Куликовской битве, в создани Русского централизованного государства. Мещера положила начало русскому казачеству  в качестве сословия служилых татар. Сушествует прямая связь между древней мещерой и современными Нижегородскими татарами. Доказана несостоятельность версий об угрофинноязычности мещеры и её тюркизации, якобы произошедшей под влиянием золотоордынских татар.

О преемственности в истории летописной мещеры и Нижегородских татар свидетельствуют новые публикации по фондам древних архивов. Потомки мещеры и предки татар-мишарей фигурируют  в центре России ещё в первой половине XVII века под названием мещеряк, а во второй половине века - как новокрешенные татары. Вот откуда этноним “татары-мишари”. Этим же объясняется тяга Нижегородских татар к своей прежней родине. И  сословие служилых татар здесь было сформировано с учетом особых заслуг их предков перед Отчизной.

Особенно ярко проявилась роль служилых татар с Мещеры на Нижегородской земле. С их помошью была решена проблема колонизации, освоения и охраны края - безлюдной степи, дикого поля, подвергавшегося опустошительным нападкам кочевников-степняков. В 1612 году татары, возглавляемые местными  мурзами Бающем Розгильдеевым и Ямашем Мангушевым, сумели отразить крупномасштабное вторжение вооруженных отрядов кочевых племен, в последующем они же надежно охраняли край, создав условия для мирного созидательного труда.

Заслуги нижегородских татар в этом сражении получили высокую оценку у лидеров национал-патриотического движения России воевод Д.Трубецкого и Д.Пожарского, Совета всей Земли и вновь избранного царя Михаила Федоровича Романова. По наказам воевод, утвержденных грамотами царя, служилые татары были жалованы поместьями, обязаны были служить Отчизне.

Уже в 1615 году Арзамасские, Алатырские и Курмышские служилые татары, включенные в официальные разрядные книги, возглавляемые Д.Пожарским, участвуют в войне с поляками, литовцами за освобождение захваченных ими земель. В течении всего XVII столетия служилые татары принимают участие во всех крупных  акциях по укреплению новых рубежей России, в дальних походах, военных  действиях на западе страны.

В 1708 году создается Симбирский рейтарский полк из нижегородских татар. С 1715 года служилые татары переводятся в лашманы, их направляют на заготовку и вывозку корабельного леса,  необходимого для строительства российского флота. В то же время часть татар продолжает службу в солдатских и рейтарских полках.

Служилые татары, переведенные позже в разряд государственных крестьян, будучи однодворцами (то есть, без права иметь крепостных крестьян) усиленно сочетали военную  службу с освоением целинных земель, ведением крестьянского хозяйства. Они были наделены правом наследования родовых поместий, купли-продажи земли, занятия  торгово-предпринимательской деятельностью, что вырабатывало чувство свободного крестьянина и хозяина. Вместе с тем они постоянно подвергались насильственному крещению, ограничению гражданских прав на образование, государственную деятельность.

Тем не менее во все времена потомки служилых татар руководствовались чувством долга перед Отечеством, показывали образцы храбрости и героизма. Были среди них кавалеры Георгиевских крестов, ордена Красного Знамени времен Гражданской войны, Герои Советского Союза, награжденные орденами Ленина, Красной Звезды, Славы, Отечественной войны...

Заметно ущемлялись интересы татар в первые годы Советской власти: обобществление земель, запрет на предпринимательскую деятельность, ограничения в области религии болезненно сказались на настроениях масс. Это проявилось  и в восстании татар в деревне Семеновке Сергачского уезда и в упорном сопротивлении коллективизации. Коллективизация сопровождалась жестоким раскулачиванием и репрессиями.

В годы колхозного строительства в татарских селениях были созданы крупные сельскохозяйственные предприятия, выросли кадры руководителей, умелых земледельцев, животноводов, механизаторов. Труд многих из них был отмечен самыми высокими государственными наградами.

За годы Советской власти сформировалась новая интеллигенция, появились крупные организаторы производства, ученые, деятели культуры, спортсмены. А сегодня успешно растет новое поколение бизнесменов.

Современные татарские селения Нижегородского края представляют собой крупные, благоустроенные поселения, выступают центрами духовного притяжения выходцев из сел, остаются средством националь-культурного воспитания.

Жители селений и горожане с большим вдохновением отмечают памятные даты в истории деревень: большими тиражами изданы книги по истории Пицы, Урги, Камкино, Рыбушкино, Красной Горки, в ряде селений ежегодно проводятся Дни памяти предков, торжественные молебны, народные праздники Сабантуй. Все это способствует оживлению национально-культурной и духовной жизни селений, расширению связей между землячествами в городах и сельскими жителями, приобщению горожан к сохранению, благоустройству и развитию культуры родных сел.

В связи с исторической датой - 400-летием татарских селений Нижегородской области мы предлагаем наметить и осушествить ряд мер по увековечению памяти исторического подвига нижегородских татар. В том числе:

- в одном из сел установить памятник-стелу посвященный этой дате;

- разработать программу социально-экономического развития края с учетом национальных особенностей и природных условий;

- разработать программу воссоздания истории татарского населения:  издание книг по истории края, по истории возникновения современных татарских селений, по истории отдельных селений,  выпуск татарской энциклопедии;

- подготовить и провести научно-практическую конференцию по истории содружества народов края;

- редакциям газет, радио, телевидения разработать и осуществить проект, направленный на воспитание патриотизма и укрепление духовного единства народов края;

- При Нижегородском госуниверситете создать научный центр по истории и культуре народов края.

Эти мероприятия, на наш взгляд, могли бы лечь в основу программы социально значимых дел по празднованию 400-летия татарских поселений области. При этом ясно, что нельзя ограничиваться только этим. Проведение праздника должно стать делом чести жителей каждого села, каждого района. При этом главное внимание должно быть обращено на сохранение исторической памяти, духовного наследия, культурных ценностей сел, на их благоустройство и развитие.

Мы призываем всех Нижегородцев, где бы они не проживали, поддержать наше обращение и на страницах газеты “Туган як” высказаться о том, как наполнить эти идеи конкретными делами.

Реализация этих мероприятий в рамках областной программы “Нижегородские поселения” служила бы делу дальнейшего укрепления единства и сплоченности народов области и России в целом.

 

 

27 декабря 2006 года

ЧЛЕНЫ СОВЕТА ИСТОРИЧЕСКОГО КЛУБА:

А.ОРЛОВ,  кандидат философских наук, доцент.

М.ХАФИЗОВ,  кандидат исторических наук, Почетный гражданин Краснооктябрьского района.

Ч.АЗИЗОВ,  кандидат исторических наук.

Р.ИБРАГИМОВ,  краевед, почетный редактор газеты “Туган як”.

С.САБИРОВ,  краевед, заслуженный учитель РФ, почетный гражданин Пильнинского района.

В.ШИГАПОВ, директор Чембилеевского народного музея, почетный гражданин Краснооктябрьского района.

Ф.БЕЛЯЕВ, директор Медянского музея истории ислама Нижегородской области.

Н.АБДУЛЛИН, краевед, почетный гражданин Пильнинского района.

И.БУЛАТОВ, краевед, автор книги “Урга”.

Ф.ГИМРАНОВ,  краевед, учитель-ветеран.

С.МАГЖАНОВ, краевед, учитель-ветеран.

 

 

 

 

© Информация, представленная на интернет-страницах сайта mishare.narod.ru, является собственностью автора, Орлова А.М.
Любое использование материалов допускается только с согласия автора.

Сайт управляется системой uCoz