Камка тарихы
(история Камкино)
Посвящается 400-летию села
|
|
Речь идет о деревне, готовящейся отметить свой 400-летний
юбилей. Называется она Камка (Камкино). О ней твердо можно сказать, что она
является одним из древних селений края, названного в краеведческой литературе
не иначе как "медвежий край". Восточная граница его проходила между
Степью, служившая пастбищами ногайских орд и лесостепью по линии
Гагино-Сергач. Отмечаемая дата - 1603-й год - принята условно, поскольку
сведений по селениям предшествующего периода нет. Сохраняется лишь предание о
том, что первыми поселенцами Камкино были выходцы из казанских мест. 4 мужчин
во главе с Камка эби основали селение как вольные поселенцы. Последняя волна
таких переселений имела место вскоре после образования Казанского ханства,
претендовавшего на земли Золотой Орды. Именно тогда образуются Сафаджай,
Мангушево, возможно и Камкино. На старом месте деревни сохранилось самое
древнее кладбище, датируемое 15 веком. По документам Камкино известно с 1578-1595 г.г., когда
учреждается Арзамасский уезд - оно фигурирует в первых же поместных актах
уезда. Его жители выступают в качестве свидетелей при размежевании земель в
районе речки Сатис (к югу от Арзамаса). 1603-й год - особая дата в истории Камкино - в том году
камкинцы возвращаются к себе на родину как служилые татары. Возвращаются по
грамоте царя. Уточнение границ производится в присутствии невиданного
большого количества свидетелей (34 чел.) с самых разных и отдаленных концов
уезда - Мотовилова, Мурашкина, Пилекшева (служилые татары), Лопатина, Каменищ
и местной кулчюмовской (кочуновской) мордвы. Все это знаменательно,
сопровождается особым вниманием со стороны властей. Царская грамота при
отводе земель выдавалась лишь в конфликтных случаях. Обычно дело
ограничивалось местной воеводческой грамотой. Значит, дело камкинцев дошло до
царя. А большое количество свидетелей было привлечено приказчиками для
подстраховки. Возможно, что исправлялась какая-то ошибка властей. Предыстория такова - камкинские земли были отданы арзамасскому
боярину Сущеву с т.т., сама деревня была передана вечкановской мордве и стала
называться по-мордовски "усть-Пилилей". Известно, что земля
пустовала, а в деревне продолжали жить татарские семьи. В акте прямо указано,
что деревня является татарской. К этому следует добавить предание,
сохранившееся у нижегородских татар, о том, что Иван Грозный во время своего
похода на Казань(1552) окрестил камкинских татар. Камкинские татары и мордва были рассеяны по Арзамасскому
уезду. Одни из них - татары Розбахта и Сююндюк Телевлевы, мордва Конес Камкин
и Кирдян Вечкензин- оказались в районе Сатиса, а другие - в Западном
Запьянье. Камкин и Вечкензин остались там и образовали свое селение пол
названием Комкино (оно находится в составе Первомайского района). Сын Роэбахты
- Богдан Розбахтин присоединился к основной массе камкинских татар,
добивавшихся возвращения на свои старинные земли. В 1595 г. большую группу татар во главе с кадомским
татариным Чикеем Енгильдеевым , в их числе и камкинских татар хотели поместить
на мордовских землях в районе рчк Большое Келе ( в западном Запьянье) на
мордовских землях. Земли оказались занятыми, и камкинские татары почти на 8
лет оставались без средств существования. В 1603 г. в Камкино поселился 24 чел. Из них 19 были
старыми помещиками, т.е. бывшими владельцами земель в Камкино. К старым же
помещикам были отнесены и кадомские татары Енгильдеев и Полтинин. В честь
Чикея Енгильдеева селение получило второе название - Чикеев Усад и Камкино
тож. Двойное название селение имело в течение всего XVII века. Возвращение камкинцев на свою историческую родину связано
и с планами властей по укреплению защиты новых земель от набегов ногайцев. В
этих целях вдоль среднего течения Пьяны со своими людьми помещаются крещенные
татарские феодалы - Болтин (Яново), Чуфаровы, Мустафины (рядом с Букалеем),
Уваровы, Бутурлины. Русские служилые люди, помешенные здесь ранее, заменяются
служилыми татарами, Так,в 1603 г. в пустоши Патрикеева (современное Шубино)
помещаются алатырские служилые татары. Власти не стали возражать поселению на
землях Пожарок Кучкая мурзы Сабаева. На службу верстается еделевская мордва
(еделевские мурзы). В пустующее место вернулись и камкинцы. Это было
своевременной мерой с точки зрения защиты от нападения ногайцев. В 1612 г.
ногайцам был дан отпор. По признанию воевод Дм. Трубецкого и Дм. Пожарского,
решающую роль в этом сражении сыграли мурзы Баюш Разгильдеев и Ямаш сын
Мангушев. Они возглавили переведенных из Мещеры и Арзамаса татар-мишарей,
сумели одолеть сильного противника. После этой победы царь распорядился лать
жалованные грамоты всем татарам, самих мурз наделил княжеским званием и
крупными поместьями. Позже Баюш Разгильдеев, приняв крещение, стал
родоначальником дворян Баюшевых. Ямаш мурза Мангушев и его потомки продолжали играть
заметную роль в жизни татар края. По существу, он явился родоначальником
татар Алатырского уезда. Внук Ямаша Мамкай Алкаев в 1670 г. предпринял
попытку предотвратить столкновение татар с властями. Это ему не удалось. Татары
на последнем этапе Разинского восстания потерпели крупное поражение под
Мурашкиным, Ключищем и Маклаковым (Ожгибовкой). Род Мангушевых продолжался в Камкино. В 1680 г. сюда
переселились двое внуков Ямаша - Курманалей Алкаев и Курманалей Бикбаев
князья Мангушевы. Переселение Алкаева было произведено по грамоте царя,
наделившего его за службу в Персии, участие в боях под Белгородом крупным
поместьем в Камкино и денежным жалованием. Татары Алаторской провинции "вспомнили"
Мангушевых в конце XVIII
века, когда потребовался достойный представитель от татар в состав
Екатерининской законодательной комиссии - в 1768 г. он был избран депутатом в
эту комиссию, выдвинул много предложений по улучшению положения служилых
татар. Ныне их многочисленные потомки продолжают жить в Камкино. Они стали
первыми купцами мещанами села. По всей вероятности, под их влиянием в Камкино сложилась
система родовых фамилий. До революции родовые фамилии носили купцы и мещане,
муллы, а также другие состоятельные люди села. В первые годы Советской власти
на родовые фамилии перешли все камкинцы. Отражая историю родов, эти фамилии
являются нравственными ориентирами, способствуют воспитанию новых поколений в
духе родовых традиций. Ныне в Камкино имеются десятки фамилий, отражающих
достоинства князей, мурз, служилых татар, солдат, служивших по 25 лет, купцов
и мещан, род занятий, а также прозвища. Это - кроме Мангушевых, Абдеевы,
Аминовы, Аблязовы, Адельшины, Алимбековы, Абдулмяновы, Баязитовы, Досаевы,
Башкуровы, Каримовы, Колпаковы, Какушкины, Казаковы (от имени Бикказак -
Казак), Царбаевы, Орловы Сюбаевы, Курмаевы и др. В ходе реформы появились
новые фамилии - Алешины (от Алешевых), Еркулаевы, Раковы,Таракановы, Козловы,
Исаевы, Рекаевы, Рыбаковы, Пономаревы ( Подмаревых) и др. Целый ряд исторических фамилий, таких как Акчуриных,
Биккиненных Кантюковых, Кантемировых, Мамлеевых исчезает. Эта традиция не
чужда мусульманской культуре. Неслучайно, ныне эта традиция получает
распространение и в других татарских селениях края.. Много камкинцев
оказалось за пределами края - в Алькеевском районе Республики Татарстан, в
Батыревском районе Чувашии, а также - в Башкирии и других местах. В 2003 году Камкино отметило 400-летний юбилей села,
125-летие светской школы и 75-летие коллективизации крестьянских хозяйств. |
|
|
|
|
Почетный председатель Нижегородского Центра Татарской
культуры «Туган як як», доцент, кандидат философских наук |
Статья была опубликована в газете «Сергачская жизнь», 5 августа 2003 года |
Если у Вас есть сведения, которыми Вы хотели бы поделиться
с автором сайта, просьба сообщить об этом по адресу электронной почты mishare@narod.ru